Неожиданное для самой себя желание попроверять домашнее задание по алгебре у старшего отпрыска (10 класс) и полученный в итоге результат из растерянности и задумчивости в одном флаконе навел на следующие размышления…Неожиданное для самой себя желание попроверять домашнее задание по алгебре у старшего отпрыска (10 класс) и полученный в итоге результат из растерянности и задумчивости в одном флаконе навел на следующие размышления. Наблюдаю не только у себя, в семьях других старшеклассников – та же картина. Родители могут проверить лишь то, что совпадает с написанным в учебнике, но не всегда. Или сами помнят что-то еще со студенческой скамьи (школы). Или если проверяемое совпадает с их профессиональной деятельностью. Язык изложения материала стал сложнее, больше используется научных терминов. Задания непривычны или трудны. «Посчитайте простые предложения в сложном». И далее текст-цитата из Лермонтова мелким шрифтом на полторы страницы учебника (21 простое предложение в итоге). О заданиях по генетике в 9 классе отдельно писать надо.Можно посмотреть или спросить – делает или нет уроки ваш отпрыск. Уточнить, что задавали. Как правило, если ребенок делал уроки, он знает не только то, что задано, но и чуть подробнее. Т.е. не только номер параграфа или страницы, но и то, что там должно было быть написано. Это, кстати, самый простой способ проверки домашки. Можно заглянуть в дневник. Хотя это тоже не метод. Существует целая система отговорок, почему не записано или где записано домашнее задание (на листочке, в тетрадке, Маша-Коля прислали на электронку, в телефоне). Далее, если стало интересно или принципиально по какому-то предмету – найти изучаемое в учебнике и пережить собственные эмоции по поводу количества страниц на параграф (особенно этим история славится) или того, каким трудночитаемым языком все написано (учебники по биологии!). Далее, поняв что к чему и разобравшись в материале, можно говорить с ребенком. Если хоть что-то сделано, тот не растеряется и что-нибудь, да наговорит. Чем дальше учится сын, тем больше я склоняюсь к мысли, что проверять приготовление уроков в старших классах так, как это делалось в начальной школе, т.е. понимая материал до конца и сходу находя нужное решение, практически невозможно. Или бесконечно трудно. Но делать это нужно – иногда и как-то, но нужно! Ведь почему-то же детки не всегда эти уроки делают, а ругают их за это, нас тоже совесть заедает. Вроде, и ребенок не глупый, а что-то не идет, не хочется, не делается.А если не контролировать и проверять, а просто общаться с ним? Чуть больше, чем нам иногда самим интересно. Потому как половину ты все равно уже не понимаешь. Простые вопросы, которые в начальной школе естественны, в старших классах оказываются просто спасением. Что проходили, что было интересно, большое ли задание, все ли тебе было понятно, что непонятно, где это можно посмотреть, кроме учебника, а как ребята сделали, как будешь ты это делать и станешь ли делать вообще. И самое главное – я могу тебе чем-то помочь? Если ребенок осознает, что есть кусок, который он не может сделать (или не хочет, не суть важно), и ему готовы помочь, пусть даже просто морально – ему будет легче, быстрее, интереснее делать эти самые уроки. Да и родители будут в курсе событий.Однажды у меня ребенок сдался и попросил – как когда-то во втором классе, когда мы с ним всей семьей по очереди (нервы!) учили отрывок из «Руслана и Людмилы» – посидеть с ним и поучить литературу. Задали наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?». Жуть, честно. Много, трудно, потрясающе красиво и умно, но очень тяжело для запоминания. Разговаривали, вслух читали. Потому как ребенок уперся – надо, хочу выучить, а не получается. Помог, кстати, Олег Меньшиков. Нашли в Интернете его исполнение этого монолога. Ребенок «завелся» и… выучил. Программы в старших классах стали настолько сложны, особенно по профильным предметам, что просто требовать от детей послушного каждодневного выполнения домашних заданий невозможно. Они еще и просто жить хотят. А школа с уроками не есть смысл жизни – это, кстати, мнение знакомого директора школы. Тем более что где-то в головах пусто, но в тех же головушках по каким-то другим предметам обязательно густо будет. А сдавать предметы-то надо все, оценки за все ставят. Помогать надо обязательно. Дети к старшим классам приучают нас к учебной самостоятельности. В остальной жизни ведь взрослость так и лезет, только держите их. Но домашние уроки – это то, в чем им позволительно хотя бы изредка быть не всегда самостоятельными. В начальной школе помогать и проверять – разные вещи. В старших классах это все более и более сливается во что-то единое и очень-очень им нужное. Не надо контролировать, надо общаться «про уроки». Все само собой придет – и родители будут «в теме», и ребенок не будет чувствовать себя один на один со всем этим, изучаемым. Кажется, что ребенок успокаивается – оказывается, это надо и интересно не только ему одному, а еще кому-то – более того, самым близким людям – родителям. Мы не можем помочь по всем предметам абсолютно. Но можем уловить надвигающиеся трудности. Помогать тоже можно по-разному – найти что-то в Интернете, в литературе, подключить репетиторов. Если знать, что искать. Или просто посидеть рядом. Ведь это не только ему, ребенку, но и нам надо. Потому как наши дети учатся, не чужие.
Как проверить уроки у старшеклассника? Часть 2, практическая
Рубрики:
Без рубрики
Related Post
Получение студенческой визы. Как составить мотивационное письмо?Получение студенческой визы. Как составить мотивационное письмо?
Великобритания, Канада, США, Германия, Австралия – получить визу в эти страны не так просто. Помимо основного пакета документов для студенческой визы, потребуются справки, рекомендации, свидетельства – все, что может послужить
«Ведьмины кольца»«Ведьмины кольца»
В практике исследовательских групп часто встречаются случаи, когда аномальное со слов очевидца явление имеет довольно прозаическое объяснение. Необычным оно кажется лишь неспециалистам в той или иной дисциплине. Например, так называемые
Фобос — база инопланетян?Фобос — база инопланетян?
Данные, полученные с европейского зонда «Mars-Express», свидетельствуют, что в недрах одного из спутников Марса, Фобоса, есть гигантские пещеры, занимающие примерно треть его объема, что заставляет отвергнуть теорию, что этот спутник